ВНИМАНИЕ! АО «Астана Innovations» в целях привлечения потенциальных частных партнеров приглашает к обсуждению (конкурентному диалогу) проекта по созданию и эксплуатации крытых спортивных сооружений на территориях школ города Астаны с применением механизма государственно-частного партнерства.
12.02.2016
ВНИМАНИЕ! ГУ «Управление образования Мангистауской области»
27.01.2016
Показать все

Частная финансовая инициатива – новые возможности для бизнеса?! Прямые переговоры позволят максимально учесть потребности и возможности частного партнера в реализации проекта ГЧП.

Как известно, в этом году государство и бизнес будут выстраивать отношения на основе новых принципов законодательства о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Большинство развитых стран уже широко применяют механизм ГЧП для привлечения инвестиций, как в крупные, так и в малые проекты. А как у нас? Об этом рассказывает аналитик Казахстанского центра государственно-частного партнерства Алия Капышева. (ZAKON.KZ)

— Интересен и показателен опыт внедрения частной финансовой инициативы (ЧФИ) в странах ЕС, США, Канаде, Южной Америке, Австралии, Южной Корее, Японии. К примеру, в Великобритании частная финансовая инициатива напрямую ассоциируется с государственно-частным партнерством.

— Сегодня, в условиях кризиса, неопределенности с национальной валютой, сравнивать что-то с зарубежной практикой вряд ли корректно. Давайте посмотрим, как может прижиться ЧФИ у нас, как она будет реализовываться?

— В нашей стране ЧФИ будет осуществляться через проведение прямых переговоров, это предусмотрено статьей 44 Закона «О государственно-частном партнерстве». Если у частной стороны, то есть бизнеса есть идея по реализации проекта ГЧП, то она может инициировать прямые переговоры в тех случаях, когда у нее есть право собственности или долгосрочной аренды на объект, который будет связан с данным проектом, или ей принадлежат исключительные права на результаты интеллектуальной творческой деятельности, связанные с этим проектом.
Например, такой подход очень актуален для владельцев зданий, оборудованных под детский сад. В этом случае владелец вправе сформировать предложение государству о реализации совместного проекта ГЧП по оказанию услуг дошкольного образования в своем помещении (детский сад), дополнительно могут предоставляться гарантия потребления определенного объема услуг.

Еще одним примером могут быть проекты в сфере информационных технологий, когда у частной стороны есть соответствующие патенты, свидетельства, подтверждающие исключительные права на результаты интеллектуальной творческой деятельности. Допустим, у частной стороны есть исключительные права на программное обеспечение, которое может быть использовано либо адаптировано частным партнером для нужд государственного партнера. В таком случае возможен проект ГЧП для оказания сервисных услуг на платформе или оборудовании частного партнера.
Условия инициации прямых переговоров позволяют реализовать проекты при наличии разнообразных исходных вариантов. Это незавершенные объекты, земельные участки, высокотехнологичное оборудование, находящиеся на праве собственности или долгосрочной аренды у инвестора и т.п.

— Сколько времени понадобится на эту процедуру и что для этого нужно?

— Для заключения договора ГЧП без проведения конкурса путем прямых переговоров понадобится соблюдение нескольких этапов. Все эти этапы раскрыты в Правилах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства, утвержденных министерством национальной экономики в ноябре прошлого года.
Потенциальным частным партнерам следует оформить и направить в местный исполнительный орган или субъект квазигосударственного сектора, то есть государственному партнеру заявку на участие в прямых переговорах. К ней нужно приложить необходимые документы, в том числе концепцию проекта ГЧП, разработанную по структуре, установленной Правилами, о которых я сказала выше.
Для инвесторов, желающих инициировать прямые переговоры, следует учитывать, что всегда есть риск отклонения проекта государственным партнером. Поэтому на первоначальном этапе им нужно предварительно изучить декомпозицию системы государственного планирования, тем самым выявить потребность со стороны государственного партнера в товарах, работах и услугах в рамках предлагаемого проекта ГЧП и только потом инициировать проект.

К примеру, если проект местный, то следует изучить программу развития соответствующей территории, составленную на ближайшие 5 лет. Кроме того, можно провести предварительное исследование потребностей региона в других источниках.
Как только заявка попала к государственному партнеру, он определяет необходимость в реализации проекта ГЧП и составляет свое заключение. Далее обеспечивается извещение о поступлении заявки, которое размещается в публичном доступе. В данном извещении указываются основные технико-экономические параметры проекта ГЧП и выплаты из бюджета и меры государственной поддержки, запрашиваемые заявителем.
— То есть с этого момента государственный партнер ожидает альтернативные предложения и заявки от других заинтересованных лиц?
— Совершенно верно. Если в течение установленного срока (60 дней — по технически сложным и уникальным проектам, и 30 дней — по остальным) не поступило альтернативных заявок, то создается комиссия по прямым переговорам с заявителем.
Как только государственным партнером принято решение о проведении прямых переговоров, концепция проекта подлежит соответствующим экспертизам и согласованиям, затем осуществляется квалификационный отбор заявителя. После переговоров сторон по договору ГЧП, прохождения необходимых согласований и экспертизы, стороны заключают договор.
Поскольку механизм прямых переговоров является новым для нашей страны и практика его применения отсутствует, ожидается большая потребность как со стороны частного, так и со стороны государственного партнера в методологической помощи и обучении по данному механизму. Для решения данной проблемы существует институциональная поддержка субъектов ГЧП в лице Центра развития ГЧП (АО «Казахстанский центр ГЧП»), в котором есть ряд наработок, типовых и нестандартных решений взаимовыгодных для государственного и частного партнера.
В заключение, хотелось бы отметить, что использование механизма прямых переговоров позволяет максимально учесть потребности и возможности частного партнера в реализации проекта ГЧП, сократить сроки планирования проекта, повысить доверие власти и бизнеса.
Частная финансовая инициатива – новые возможности для бизнеса?
Прямые переговоры позволят максимально учесть потребности и возможности частного партнера в реализации проекта ГЧП.
Как известно, в этом году государство и бизнес будут выстраивать отношения на основе новых принципов законодательства о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Большинство развитых стран уже широко применяют механизм ГЧП для привлечения инвестиций, как в крупные, так и в малые проекты. А как у нас? Об этом рассказывает аналитик Казахстанского центра государственно-частного партнерства Алия Капышева.
— Интересен и показателен опыт внедрения частной финансовой инициативы (ЧФИ) в странах ЕС, США, Канаде, Южной Америке, Австралии, Южной Корее, Японии. К примеру, в Великобритании частная финансовая инициатива напрямую ассоциируется с государственно-частным партнерством.

— Сегодня, в условиях кризиса, неопределенности с национальной валютой, сравнивать что-то с зарубежной практикой вряд ли корректно. Давайте посмотрим, как может прижиться ЧФИ у нас, как она будет реализовываться?
— В нашей стране ЧФИ будет осуществляться через проведение прямых переговоров, это предусмотрено статьей 44 Закона «О государственно-частном партнерстве». Если у частной стороны, то есть бизнеса есть идея по реализации проекта ГЧП, то она может инициировать прямые переговоры в тех случаях, когда у нее есть право собственности или долгосрочной аренды на объект, который будет связан с данным проектом, или ей принадлежат исключительные права на результаты интеллектуальной творческой деятельности, связанные с этим проектом.
Например, такой подход очень актуален для владельцев зданий, оборудованных под детский сад. В этом случае владелец вправе сформировать предложение государству о реализации совместного проекта ГЧП по оказанию услуг дошкольного образования в своем помещении (детский сад), дополнительно могут предоставляться гарантия потребления определенного объема услуг.
Еще одним примером могут быть проекты в сфере информационных технологий, когда у частной стороны есть соответствующие патенты, свидетельства, подтверждающие исключительные права на результаты интеллектуальной творческой деятельности. Допустим, у частной стороны есть исключительные права на программное обеспечение, которое может быть использовано либо адаптировано частным партнером для нужд государственного партнера. В таком случае возможен проект ГЧП для оказания сервисных услуг на платформе или оборудовании частного партнера.
Условия инициации прямых переговоров позволяют реализовать проекты при наличии разнообразных исходных вариантов. Это незавершенные объекты, земельные участки, высокотехнологичное оборудование, находящиеся на праве собственности или долгосрочной аренды у инвестора и т.п.

— Сколько времени понадобится на эту процедуру и что для этого нужно?

— Для заключения договора ГЧП без проведения конкурса путем прямых переговоров понадобится соблюдение нескольких этапов. Все эти этапы раскрыты в Правилах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства, утвержденных министерством национальной экономики в ноябре прошлого года.
Потенциальным частным партнерам следует оформить и направить в местный исполнительный орган или субъект квазигосударственного сектора, то есть государственному партнеру заявку на участие в прямых переговорах. К ней нужно приложить необходимые документы, в том числе концепцию проекта ГЧП, разработанную по структуре, установленной Правилами, о которых я сказала выше.
Для инвесторов, желающих инициировать прямые переговоры, следует учитывать, что всегда есть риск отклонения проекта государственным партнером. Поэтому на первоначальном этапе им нужно предварительно изучить декомпозицию системы государственного планирования, тем самым выявить потребность со стороны государственного партнера в товарах, работах и услугах в рамках предлагаемого проекта ГЧП и только потом инициировать проект.
К примеру, если проект местный, то следует изучить программу развития соответствующей территории, составленную на ближайшие 5 лет. Кроме того, можно провести предварительное исследование потребностей региона в других источниках. Как только заявка попала к государственному партнеру, он определяет необходимость в реализации проекта ГЧП и составляет свое заключение. Далее обеспечивается извещение о поступлении заявки, которое размещается в публичном доступе. В данном извещении указываются основные технико-экономические параметры проекта ГЧП и выплаты из бюджета и меры государственной поддержки, запрашиваемые заявителем.

— То есть с этого момента государственный партнер ожидает альтернативные предложения и заявки от других заинтересованных лиц?
— Совершенно верно. Если в течение установленного срока (60 дней — по технически сложным и уникальным проектам, и 30 дней — по остальным) не поступило альтернативных заявок, то создается комиссия по прямым переговорам с заявителем.
Как только государственным партнером принято решение о проведении прямых переговоров, концепция проекта подлежит соответствующим экспертизам и согласованиям, затем осуществляется квалификационный отбор заявителя. После переговоров сторон по договору ГЧП, прохождения необходимых согласований и экспертизы, стороны заключают договор.
Поскольку механизм прямых переговоров является новым для нашей страны и практика его применения отсутствует, ожидается большая потребность как со стороны частного, так и со стороны государственного партнера в методологической помощи и обучении по данному механизму. Для решения данной проблемы существует институциональная поддержка субъектов ГЧП в лице Центра развития ГЧП (АО «Казахстанский центр ГЧП»), в котором есть ряд наработок, типовых и нестандартных решений взаимовыгодных для государственного и частного партнера.

В заключение, хотелось бы отметить, что использование механизма прямых переговоров позволяет максимально учесть потребности и возможности частного партнера в реализации проекта ГЧП, сократить сроки планирования проекта, повысить доверие власти и бизнеса.

Торгын Нурсеитова
www.zakon.kz/4771385-chastnaja-finansovaja-iniciativa-novye.html

Комментарии закрыты.