Уроки французского
16.03.2016
Какую выгоду нацэкономика может получить от глобализации
09.03.2016
Показать все

ГЧП – ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РЕГИОНОВ

ГЧП представляет собой форму взаимодействия государственного и частного секторов с целью реализации широкого круга социально-экономических задач — от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий.
Институт ГЧП часто используется, когда существуют определенные ограничения государственного бюджета, либо когда традиционные способы государственных закупок недостаточно эффективны.
Развитие ГЧП в Казахстане получил новый импульс с принятием в 2015 году Закона о ГЧП, по которому реализация проектов ГЧП возможна практически в любых сферах экономики.
С введением нового закона расширился круг участников ГЧП (субъекты квазигосударственного сектора, финансовые организации), появилась возможность участия финансовых организаций на стадии подготовки проекта.
Определена роль Национальной палаты предпринимателей, которая теперь осуществляет функции по подготовке экспертного заключения к концепции проекта ГЧП, формированию реестра потенциальных частных партнеров, участию в конкурсной комиссии и в мониторинге реализации проектов ГЧП.
Для повсеместного применения механизма ГЧП внедрены новые виды контрактов (сервисные контракты, контракты жизненного цикла, контракты на внедрение инноваций, лизинг и другие).
В частности, сервисные контракты могут заменить традиционные закупки товаров, работ и услуг, к примеру, обслуживание зданий, информационных систем с передачей частной стороне сервисных функций.
Появилась возможность для предпринимателей, имеющих объекты в собственности или долгосрочной аренде или объекты, где исключительные права принадлежат им, при отсутствии альтернативных предложений, заключить договор без проведения конкурса на основании прямых переговоров.
Уже в ближайшее время мы сможем увидеть, насколько эффективен механизм «частной финансовой инициативы».
Отдельный вопрос — повышение самостоятельности местных исполнительных органов.
Так, ранее в рамках Закона «О концессиях», который будет действовать параллельно с Законом о ГЧП, экспертиза местных концессионных проектов стоимостью до 4 млн. МРП передана регионам.
По Закону о ГЧП подготовка местного проекта ГЧП полностью осуществляется на местном уровне.
Действующая законодательная и методологическая база позволяет запустить не только крупные инфраструктурные проекты, но и проекты малой мощности в небольших городах и сельских населенных пунктах.
В отношении региональных типовых проектов (стоимостью до 4 млн. МРП — 8,4 млрд. тенге) внедрены упрощенные конкурсные процедуры без дополнительных экспертиз с привлечением региональных палат предпринимателей.
Потребность в модернизации региональной инфраструктуры требует привлечения частных инвестиций. При этом активность инвесторов зависит от участия государства в таких проектах.
Государство для целей ГЧП может предоставить земельные участки, права пользования объектами государственной собственности, обеспечить инженерными и транспортными коммуникациями объекта ГЧП.
Также предусмотрен широкий арсенал мер государственной поддержки и источников возмещения затрат, включая плату за доступность, которая применяется по проектам, когда платежи от населения не предусмотрены, либо их недостаточно, к примеру: строительство и эксплуатация автодорог, школ, поликлиник и др.
Активное применение механизмов ГЧП неоднократно поднималось на самом высоком уровне. На расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 18 ноября 2015 года Глава государства указал, что различные формы ГЧП должны использоваться во всех сферах экономики и стать основным механизмом развития инфраструктуры, в том числе социальной. Было поручено провести широкомасштабную методологическую работу с государственными органами и в обязательном порядке с акиматами по вопросам внедрения механизма ГЧП.
Во исполнение поручения Главы государства Министерством национальной экономики совместно с АО «Казахский центр государственно-частного партнерства» в январе текущего года проведены разъяснительные мероприятия для центральных государственных органов и местных исполнительных органов в рамках кустовых семинар-совещаний в городах Астана, Алматы, Кызылорда и Усть-Каменогорск.
Участие на данных мероприятиях принимали не только государственные органы, но и представители бизнес структур. Участников интересовали вопросы по способам осуществления ГЧП, форме участия государства и частного партнера, мерам государственной поддержки, а также условиям применения схемы ГЧП в различных сферах, в том числе в социальной сфере и строительстве городской инфраструктуры.
Регионы проявили интерес к возможностям ГЧП в различных сферах, в том числе в сфере дошкольного образования, здравоохранения, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в частности по реконструкции водохозяйственных объектов, уличного освещения и ремонту дорог через механизмы ГЧП.
На начальном этапе регионам важно определить приоритетные сферы для применения механизмов ГЧП, разработать Дорожные карты по реализации ГЧП с конкретными целевыми индикаторами, обеспечить учет ГЧП в программе развития территорий, сформировать квалифицированную команду специалистов в сфере ГЧП, привлечь институты развития (центры ГЧП, юридические лица по сопровождению) для содействия в реализации проектов ГЧП.
Полная сервисная и институциональная поддержка всех участников ГЧП осуществляется со стороны Казахстанского центра ГЧП, в т.ч. проведение исследований и выработка рекомендаций по вопросам ГЧП, обучение специалистов в области ГЧП.

Инициативы субъектов предпринимательства чаще всего сдерживаются в связи с отсутствием доступа к финансированию либо высокой стоимостью заимствования.
Налаживание взаимодействия работы с Фондом «Даму», который имеет разветвленную сеть филиалов во всех регионах Казахстана и значительный опыт работы с местными предпринимателями, может стать с одной стороны хорошей альтернативой решения вопроса финансирования проектов ГЧП и своеобразной гарантией нахождения эффективных участников ГЧП.
Немаловажным условием развития ГЧП в регионах является обеспечение открытости информации о потребностях и планах регионов для потенциальных инвесторов через размещения такой информации в средствах массовой информации, интернет-ресурсах, путем проведения различных мероприятий: встречи, круглые столы, роуд-шоу и другие. Новым законодательством такие возможности регионов предусмотрены.
Активность местных исполнительных органов в использовании механизмов ГЧП может стать одним из факторов развития регионов.
При правильном подходе выгоды от применения механизма ГЧП очевидны, для бизнеса — долгосрочный контракт с государством, новые инвестиционные возможности и, соответственно, новые источники дохода, а для государства это возможность привлечения ресурсов частного бизнеса к решению социально-экономических задач, обеспечение развития инфраструктуры в интересах населения.

Рысбек Нурпейсов –
аналитик Центра государственно-частного партнерства

Комментарии закрыты.