ВНИМАНИЕ! Круглый стол по проектам ГЧП города Астаны
01.04.2016
КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ ПРОБОК В КАЗАХСТАНЕ
28.03.2016
Показать все

Контракты жизненного цикла – альтернатива комплексным государственным закупкам

В нынешних условиях турбулентности мировой экономики наша страна ищет новые решения для региональных ответов на глобальные вызовы. В конце прошлого года принят Закон РК «О государственно-частном партнерстве», который ставит отношения власти и бизнеса на новый уровень, и является одним из инструментов успешного преодоления существующих тенденций внутриэкономической ситуации.

Новый законодательный акт является дальнейшим шагом к развитию ГЧП в Казахстане, начатого в 2006 году с принятием Закона о концессиях. Именно в Законе о концессиях были заложены основные начала и механизмы ГЧП, определены виды контрактов, процедуры конкурсного отбора концессионеров. В процессе «опытного применения» законодательства о концессиях и изучения лучшего международного опыта был разработан вышеупомянутый Закон, который установил новые виды контрактов ГЧП. В законе отражены такие контракты как доверительное управление государственным имуществом; имущественный найм (аренда) государственного имущества; лизинг; договоры, заключаемые на разработку технологии, изготовление опытного образца, опытно-промышленное испытание и мелкосерийное производство; контракт жизненного цикла, сервисный контракт, другие виды контрактов, в том числе смешанные.
При помощи вышеуказанных контрактов в механизме ГЧП преодолеваются многие обстоятельства, связанные с необходимостью финансовых, административных, временных и иных затрат государства, связанных с поиском добросовестных исполнителей услуг, поставщиков товаров и работ.
В условиях недостатка бюджетных средств на реализацию крупных бюджетных инвестиционных проектов следует искать решения в рамках существующих реалий. Например, через систему государственных закупок реализуется множество проектов создания крупных, в том числе инфраструктурных объектов. При этом, закупая работы у поставщиков, государство уже имеет определенные финансовые ресурсы на реализацию этих проектов. Нередко после создания таких объектов закупки услуг по их эксплуатации и обслуживанию проводятся отдельно, в будущем отдельно закупаются услуги ремонта, а также запасные части для него и т.п. Кроме того, такие услуги закупаются ежегодно, а значит, ежегодно потребуются соответствующие ресурсы на конкурсные процедуры.
Решением может стать такой известный за рубежом инструмент ГЧП, как контракт жизненного цикла (life cycle contracts — LCC). Как инструмент ГЧП он уже доказал свою эффективность в зарубежных странах. Он позволит найти поставщика, который будет на долгосрочной основе выполнять весь цикл работ от проектирования до эксплуатации объекта. В контракте жизненного цикла он является не просто поставщиком, а частным партнером на основе равноправных отношений, и ему будут предоставлены меры государственной поддержки, разделены риски, предоставлена возможность компенсации затрат. Кроме того, доходы от эксплуатации объекта могут быть предоставлены частному партнеру, либо разделены между государственным и частным партнером. Государственный партнер может участвовать в таком проекте ГЧП опосредованно, например, через компании с государственным участием, управляющую компанию.
Контракт жизненного цикла в новом Законе РК определен как договор ГЧП, предусматривающий полный цикл работ по проектированию, строительству, созданию, реконструкции, модернизации и эксплуатации (включая ремонт и содержание) объекта ГЧП, реализации произведенных товаров, работ и услуг, а также обязательства по обеспечению соответствия объекта ГЧП установленным технико-эксплуатационным показателям в течение всего срока действия договора ГЧП. Один из примеров контрактов жизненного цикла показан в Таблице.

Контракты жизненного цикла применимы практически в любой сфере экономики, будь то транспортная инфраструктура, здравоохранение или жилищное строительство.
Для государства применение контракта жизненного цикла имеет ряд преимуществ.
В первую очередь, это минимизация рисков некачественного проектирования, связанная с тем, что частный партнер будет более тщательно и ответственно подходить к мониторингу проектирования, так как далее он сам эксплуатирует объект. Залогом высокой доходности частного партнера является сведение возможных затрат на ремонт и переоборудование к минимуму, а также оптимальное проектирование для последующего удобства в эксплуатации объекта ГЧП. С этим преимуществом неразрывно связано другое — отсутствие разрыва ответственности частного партнера за проектирование и строительство. Если для бюджетных инвестиционных проектов характерна краткосрочность и ориентация на одну цель (либо проектирование, либо строительство, либо эксплуатация) и разные подрядчики по каждой задаче, то контракт жизненного цикла позволяет отследить всю цепочку процессов через частного партнера.
Следующим преимуществом является эффективное использование бюджетных средств, так как оплата по контракту будет осуществляться только в случае поддержания объекта в соответствии с функциональными параметрами.
Контракты жизненного цикла (как и все проекты ГЧП) позволяют избежать прямых затрат государства на реализацию проекта, и производить оплату по контракту «в рассрочку», а освободившиеся средства направлять на другие необходимые (в том числе социальные) государственные нужды.
Также нельзя не отметить возможность планирования расходов государства, так как непредвиденные расходы на ремонт, обслуживание, и другие цели поддержки инфраструктуры объекта ГЧП лягут на частного партнера. Как известно, по сравнению с государственным, в частном секторе наибольший потенциал эффективного менеджмента, связанный с наличием опыта и специализации по тем или иным проектам.
Какие же преимущества контракты жизненного цикла будут иметь для частных партнеров?
Во-первых, получение от государства крупного контракта на проектирование-строительство-эксплуатацию, а значит и больших финансовых потоков на проект. Долгосрочность контракта ГЧП обеспечит стабильность этих потоков на протяжении длительного периода времени и позволить частному партнеру (обычно довольно крупному игроку рынка) направлять получаемые средства в качестве инвестиций в другие свои проекты, тем самым развивая свой бизнес.
Получив контракт жизненного цикла, частный партнер свободен в выборе проектных и технических решений, так как государство выставляет только конечные условия и требования, пути их достижения – за частным партнером. Кроме того, выполняя контракт, частный партнер получает возможность приобрести дополнительный опыт реализации крупных проектов, и сделать еще более привлекательным свой портфель проектов.
Определенная гибкость механизма ГЧП и сосредоточенность всех этапов жизненного цикла проекта у частного партнера позволяет создавать возможности для дополнительного получения доходов за счет эффективного управления процессами, применения принципов экономии и энергосбережения и т.п. Так как объем платежей фиксирован и не зависит от фактических расходов частного партнера, частный партнер заинтересован в снижении стоимости работ по строительству и содержанию объекта контракта при сохранении высокого качества работ, а значит и привлекать в проект инновационные решения, материалы, технологии.
В целом, для нынешних условий контракт жизненного цикла является перспективной формой ГЧП. Здесь следует помнить, что тщательно проработанная финансовая модель контракта жизненного цикла будет способствовать устойчивости в условиях кризисных явлений в экономике, а также уменьшать негативное воздействие различных рисков на проект ГЧП. В этих условиях рекомендуется широко использовать всю линейку институциональной основы ГЧП в Казахстане, те специализированные организации, которые имеют достаточную квалификацию для методологической, консультативной и иной поддержки на всех этапах планирования и реализации проектов ГЧП.

http://nb.kz/13297/

Алия Капышева
Аналитик Казахстанского центра
государственно-частного партнерства

Комментарии закрыты.