Как привлечь инвесторов в спорт?

Парадоксальное это явление – спорт. С одной стороны, миллионные контракты и мировая слава, например, бои Геннадия Головкина. С другой стороны, скромные спортзалы, которые держатся только на энтузиазме тренеров, воспитывающих завтрашних чемпионов. Все прекрасно понимают, что без второго не может быть первого. Однако большинство региональных спортивных учреждений финансируются из бюджета по остаточному принципу. Увеличивать нагрузку на казну сложно, долго и не всегда результативно. Возможно, стоит попробовать расширить практику привлечения инвесторов? Liter.kz рассмотрит варианты государственно-частного партнерства для развития спорта.

 

Острее всего в обновлении и развитии спортивной инфраструктуры нуждаются детскоюношеские спортивные школы (ДЮСШ). Как правило, здесь одаренные дети обучаются на постоянной и бесплатной основе. Именно из этих стен выходит основная масса победителей и призеров крупных международных соревнований. В Казахстане уже выстроена схема реализации проектов ГЧП в сфере спорта, когда бизнесмен работает уже с готовым объектом, а государство арендует у него помещения, размещая в них воспитанников ДЮСШ.

 

Этот вариант партнерства удобен четким разграничением зон ответственности: педагоги, представляющие государство, сосредоточены на учебнотренировочном процессе, а бизнесмен отвечает за сопровождение (сервисное обслуживание здания, обеспечение спортивным оборудованием, инвентарем и т.д). В этом случае инвестор, то есть партнер государства, экономит на строительстве нового физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК), а профессионалы ДЮСШ снимают с себя заботы по организации условий для детей. По такой схеме с 2018 года работают 5 объектов в Кызылординской области и по одному проекту в Алматинской и Актюбинской областях, где государство арендует у частного партнера футбольные поля.

 

Вариация этого же подхода: бизнесмен также работает с готовым объектом, но уже самостоятельно организует всю деятельность спортивной школы. Это позволяет снизить численность резервных учащихся ДЮСШ. В свою очередь государство возмещает операционные расходы предпринимателя.

По такой схеме функционируют 7 спортивных объектов, где частный партнер оказывает услуги по разным видам спорта: от армреслинга до пулевой стрельбы в Туркестанской области и в городе Шымкент.
 

Само по себе строительство объектов уровня ДЮСШ – ресурсоемкий процесс, который не позволяет оперативно решить проблему. Тогда как вышеуказанные два механизма ГЧП позволяют объединить имеющиеся ресурсы со стороны частного и государственного партнеров и максимально результативно решить вопрос подготовки спортсменов и перегруженности ДЮСШ, если таковая имеется. Наряду с арендой спортивных объектов, механизмы ГЧП предусматривают еще и возможность строительства крупных объектов. Например, ледовые дворцы в Мангистауской и Костанайской областях, строительство теннисных кортов в городе Актобе и строительство ФОКа в Туркестанской области. Зачастую в подобных проектах в числе частных партнеров могут выступать бывшие спортсмены и бизнесмены, которые уже имеют опыт в данной сфере.

 

Этот фактор очень положительно оценивается, ведь ГЧП в спорте подразумевает не только строительство спортивного объекта, но и обеспечение операционной деятельности с пониманием всех тонкостей ведения такого бизнеса. Однако и здесь есть свои подводные камни. К слову, сумма договоров ГЧП в области спорта в 2018 году составляет 19 млрд тенге. И стоит сказать, что в некоторых случаях бизнесмены предъявляют завышенные и односторонние требования к государству, как к партнеру, рассматривая его скорее, как источник безвозвратного финансирования. Поэтому необходимо предусмотреть системный подход к проектам в области спорта. К примеру, частный партнер может организовывать платные кружки для населения – не учеников ДЮСШ, сдавать в аренду свободные помещения под кафе со спортивным питанием или других видов деятельности. Это обеспечит предпринимателю дополнительный источник дохода, тем самым уменьшая нагрузку на государственный бюджет.
 

В целом же интерес частного сектора к реализации спортивных проектов с каждым годом растет. В 2016 году было заключено 3 подобных соглашения – и все в Актюбинской области. В 2017 году – уже 18 проектов. В 2018 году из 311 договоров ГЧП на сферу спорта пришлось 19 договоров.

 

В целом, как показала практика, спорт и ГЧП нашли точки пересечения. И дело не только в деловом подходе. В спортивных учреждениях воспитывают будущих чемпионов, а один из базовых приоритетов Казахстанского Центра ГЧП #Peoplefirst – человек на первом месте. Словом, обе стороны в данном партнерстве преследуют одну цель – качественное развитие человеческого капитала страны.

Previous Извещение об инициировании проекта ГЧП в городе Алматы

Leave Your Comment