Расторжение договоров ГЧП

Договор ГЧП можно расторгнуть по основаниям, предусмотренным ст. 49 Закона РК «О государственно-частном партнерстве» (далее- Закон).

 При этом, поскольку Договор ГЧП включает в себя элементы договоров купли-продажи, поставки, займа, кредита и др., при его расторжении применяются нормы как Гражданского кодекса РК, так и самого Договора.

Часть 1 ст.49 Закона предусматривает возможность изменения и расторжения Договора по соглашению сторон. Наиболее болезненным для обеих сторон является расторжение договора в судебном порядке, так как заранее неизвестно, чем закончится дело и сколько потребуется сил и времени для достижения необходимого результата.

К сожалению, зачастую вне поля зрения государственного партнера остаются вопросы порядка возмещения расходов сторон в случае досрочного прекращения Договора, порядка и сроков возмещения убытков, а также взыскания неустойки в случаях неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств. Все эти нормы должны быть прямо предусмотрены в заключенных Договорах ГЧП.

Кроме того, необходимо предусмотреть исключительные случаи одностороннего отказа от исполнения Договора.

На практике, ввиду отсутствия таковых норм в Договоре либо неправильного их применения, вопросы взыскания неустойки и убытков остаются неразрешенными при расторжении договорных обязательств.

На сегодняшний день, из 265 договоров, оценка реализации которых проводилась в рамках I-го этапа, 10 расторгнуты, из них 2- в результате судебного решения.

Так, решением специализированного межрайонного экономического суда расторгнут Договор ГЧП о строительстве и эксплуатации детского сада на 320 мест.

В части взыскания пени с ответчика (частного партнера) требования оставлены без рассмотрения ввиду отказа истца об их взыскании.

В суде установлено, что истцом (государственным партнером) в соответствии с условиями Договора не выполнены условия о предоставлении земельных участков ответчику. В свою очередь, ответчик также не мог исполнить свои договорные обязательства.

Решение вступило в законную силу.

В соответствии с п.10 ст.20 Закона в компетенцию центрального уполномоченного органа по государственному планированию в области государственно-частного партнерства (МНЭ РК) входит ведение перечня недобросовестных потенциальных частных партнеров, формирующихся на основании решений судов, вступивших в законную силу, и размещение данного перечня на своем интернет-ресурсе.

В этой связи, рассматривается вопрос о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство о государственно-частном партнерстве в части порядка формирования реестра недобросовестных частных партнеров по аналогии с законодательством о государственных закупках (ст.12 Закона РК «О государственных закупках»).

 

Пресс-служба КЦ ГЧП

Все новости Центра на канале https://t.me/kzPPP_Channel

Previous Три сценария развития ГЧП в посткарантинный период

Leave Your Comment