По словам председателя правления АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Самата Сагындыкова, по данным на 1 января 2024 года, расторгнуто 96 договоров. Об этом он сообщил для редакции информационного портала «Kapital.kz»
В Казахстане на 1 января 2024 года заключен 1 081 договор ГЧП, что показывает высокий спрос, интерес в реализации государственных инвестиционных проектов посредством механизма государственно-частного партнерства.
Однако при реализации проектов ГЧП могут возникнуть различные риски как для государственного партнера, так и для частного, что может негативно повлиять на результат проекта ГЧП.
Так, по состоянию на 1 января 2024 года в Казахстане расторгнуто 96 договоров ГЧП. Расторгнуты договоры ГЧП в следующих отраслях экономики:
- здравоохранение и социальные услуги – 20 договоров;
- культура и спорт – 8 договоров;
- образование – 47 договоров;
- сельское, лесное и рыбное хозяйство – 3 договора;
- транспорт и инфраструктура – 7 договоров;
- энергетика и ЖКХ – 11 договоров.
Рис.1: Диаграмма по данным АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства»
Самое большое количество расторгнутых договоров ГЧП в сфере образования (49%), в сфере здравоохранения и социальные услуги (20%) и в сфере энергетики и ЖКХ (13%).
Среди причин расторжения договора ГЧП: некачественная идентификация рисков, отсутствие их оценки, отсутствие или некачественное распределение рисков между сторонами договора ГЧП, несоблюдение договорных обязательств.
Во избежание негативного влияния рисков в проектах ГЧП, в особенности исключения риска расторжения договора ГЧП, необходимо еще на этапе планирования оценить риски проекта для государственного партнера и для частного партнера.
Для качественной оценки рисков и их распределения в проекте ГЧП необходимо привлекать компетентных сертифицированных консультантов, успешно прошедших обучение по Международной программе подготовки специалистов по государственно-частному партнерству «СР3Р».
30 марта 2023 года министерство национальной экономики утвердило Методику распределения и оценки рисков проектов ГЧП, которая оказывает методологическую помощь тем, кто планирует реализовать проект посредством механизма ГЧП и способствует единому подходу при оценке рисков проектов ГЧП.
На этапе планирования проектов ГЧП для эффективного управления рисками при реализации проектов ГЧП необходимо идентифицировать максимальное количество рисков, оценить их, эффективно распределить между государственным и частным партнером, включая совместные риски, а также определить мероприятия по недопущению возникновения рисков и снижению данных рисков проекта ГЧП.
В Методике распределения и оценки рисков проектов ГЧП предложено рассматривать в инвестиционном и эксплуатационном периодах такие типы рисков, как юридические, коммерческие, социальные, экономические, технические, финансовые, политические и экологические, не исключая при этом возможность включения иных рисков, в зависимости от специфики проекта ГЧП.
Идентифицированные риски проекта ГЧП при их распределении необходимо передавать той стороне, которая может лучше управлять ими с минимальными затратами и может влиять на них. Также при распределении рисков нужно учитывать опыт, квалификацию для управления риском, наличие необходимых финансовых, материальных, трудовых и иных ресурсов для управления риском.
На практике в Казахстане, к сожалению, при планировании проекта ГЧП часто не уделяют должного внимания рискам проекта ГЧП, в связи с чем, как следствие, не имеют отражения в нормах договора ГЧП вопросы по рискам.
К примеру, очень часто в договорах ГЧП не указываются ответственность стороны за риск расторжения по вине государственного партнера, будет ли государственная сторона возмещать частному партнеру уже понесенные им расходы. Если будет государство возмещать данные расходы, то в какой сумме, в какие сроки и с наличием каких документов. А также в обратную сторону касательно риска расторжения по вине частного партнера.
В случае, если при планировании должным образом не были учтены риски в проекте ГЧП, то на этапе реализации очень сложно даже квалифицированным специалистам управлять данными рисками.
Договоры ГЧП должны определять типы рисков/событий, которые могут быть идентифицированы как условные государственные обязательства. В свою очередь условные государственные обязательства могут привести к наступлению рисков, влекущих к прямым непредвиденным расходам государства.
Так, например, условными государственными обязательствами могут являться:
- государственные гарантии по займам, привлекаемым для финансирования проектов ГЧП;
- поручительство государства по инфраструктурным облигациям;
- выплаты частному партнеру/концессионеру в случае неисполнения обязательств государственным партнером, такое неисполнение приводит к расторжению договора ГЧП;
- гарантии от возникновения конкретного риска, при которых государственный партнер обязуется компенсировать частному партнеру/концессионеру;
- обязательства, возникающие из ответственности государства перед обществом в силу общественной значимости проекта и невозможности прекратить его в случае дефолта частного партнера/концессионера;
- расходы в связи с форс-мажорными обстоятельствами и другие оговоренные или неоговоренные договором ГЧП затраты, возникающие вследствие возникновения некоторых рисков.
Качественная идентификация рисков в рамках проектов ГЧП, сбалансированное их распределение между участниками, адекватная оценка рисков, компетентное управление рисками, а также достаточность необходимых средств помогут избежать возникновение рисков или снизить вероятность их наступления, следовательно, снизит объем негативных последствий от возникших рисков.
Все рассмотренные риски при планировании проекта ГЧП рекомендуется учесть в договорах ГЧП, а распределение рисков и их оценку следует предусмотреть в виде приложения к договору ГЧП. Данное приложение по рискам проекта ГЧП в будущем поможет избежать многих споров, которые могут возникнуть в период реализации проекта ГЧП.